Мачихина Валерия Николаевна, учитель-логопед ТОГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г.Тамбов

Совместная работа учителя-логопеда и учителя-дефектолога по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи.

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Она выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально-выразительным. У школьника должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Любая задержка и любое нарушение в ходе речевого развития ребёнка отражается на его умственном развитии, поведении, формировании характера.

Целью коррекционно-логопедического обучения является воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Коррекционная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти и других психических процессов.

Учитель-логопед и учитель-дефектолог работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.

Методические рекомендации по организации коррекционного процесса.

 Ознакомление с результатами первичного обследования детей.

Обсуждение выявленных учителем-логопедом во время первичного обследования нарушений развития детей является одним из важнейших направлений совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. По итогам беседы определяются единые требования и особенности взаимодействия с тем или иным ребёнком.

Распределение обязанностей учителя-логопеда и учителя -дефектолога.

Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

Ведущая роль учителя-логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает:

Речевые и психологические особенности и возможности детей с различными нарушениями.

Степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой.

Особенности динамики коррекционной работы.

Принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В деятельности воспитателя речевая работа имеет подчинённый характер, тем не менее, она неукоснительно выполняется. Воспитатель закрепляет материал логопедических занятий и создаёт базу для дальнейшей работы логопеда.

3. Преемственность в планировании.

Тематика занятий воспитателя соотносится с “Программой обучения и воспитания”, а тематика логопедических занятий соответствует "Образовательной программе специальной коррекционной работы учителя-логопеда". Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Но план по развитию речи необходимо составлять единый, чтобы не было дублирования, включая туда темы занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Подобное планирование отражает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Например, в плане по развитию речи на занятиях учителя-дефектолога учитывается материал логопедических занятий (прошедших или предстоящих), а на логопедических занятиях - материал занятий учителя-дефектолога.

Разделение функций между учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

Для эффективной работы по преодолению речевых дефектов детей, необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и учителя - дефектолога.

Учитель-логопед работает над речью в соответствии с требованиями программы и плана индивидуальной коррекции нарушений речи.

Коррекционные задачи учителя-дефектолога:

постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;

целенаправленная отработка речевого материала;

упражнения в правильном употреблении сформированных логопедом и дефектологом;

грамматических конструкций;

развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале;

закрепление навыков чтения и письма.

Коррекционных задачи, которые решаются учителем-логопедом и учителем-дефектологом совместно:

развитие коммуникативной функции речи;

воспитание речевой активности,

обучение грамматически правильной речи;

обучение рассказыванию;

обогащение и активизация словаря;

формирование звуковой культуры речи и т.п.

Каждая тема и план занятий должны обсуждаться и намечаться с учётом уровня речевого развития детей, должно согласовываться содержание работы, методы обучения и закрепления речевых навыков. При изучении каждой темы планируется тот словарный запас, который дети должны усвоить и затем использовать в связной речи, уточняется, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Работа по закреплению знаний ведётся совместно учителем-логопедом, воспитателем и родителями детей.

Взаимосвязь между учителем-дефектологом и учителем-логопедом осуществляется через тетрадь вечерних логопедических занятий воспитателя. Задания, которые определяет учитель-логопед для закрепления, могут быть записаны по следующим графам:

Звукопроизношение

Словарная работа

Грамматические формы

Обучение грамоте

Связная речь.

Примерная форма совместного плана занятий по развитию связной речи.

СЕНТЯБРЬ

Тема: “Овощи. Огород”

Направление работы

Логопед

Учитель-дефктолог

Лексико-грамматические категории

- игра “Доскажи слово” - развитие речевого слуха, чувства рифмы, обучение связному монологическому высказыванию;

- игра “Назови ласково” - образование уменьшительной формы существительных;

- игра “Овощной магазин” - образование множественного числа родительного падежа существительных;

- игра “Какой салат?” - образование относительных прилагательных.

1). “Что запомнил назови.”

Цель: активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, узнавания и описания предмета по контуру изображению.

2). “Узнай по части целое.”

Цель: развитие мышления, памяти.

3). “Зоркий глаз”

Цель: развитие логического мышления, опыта ребенка, сообразительности и наблюдательности.

Развитие моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика)

-Игра «Узнай на ощупь»-

(нахождение и название спрятанных в песке оовощей)

Развитие моторики

Е.С. Анищенкова

“Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов” - тема: “Овощи”

1) Т.А. Новомлынская

“Минутки здоровья в дошкольном образовательном учреждении”.

2) “Капуста”(самомассаж ладоней)

Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные удары ребром правой руки по ладони.)

Мы капусту рубим, рубим! (То же левой рукой.)

Мы морковку трём, трём! (Трущие движения ладони о ладонь.)

Мы капусту солим, солим! (Перебирание пальчиками.)

Мы капусту жмём, жмём! (Сгибание и разгибание пальцев рук.)

Сок капустный пьём, пьём! (Поглаживающие движения пальцами одной руки ладони другой и наоборот.)

Развитие связной речи

- игра «Когда это бывает?» - составление рассказов – описания, расширение словаря прилагательных.

- составление описательного

рассказа об овощах.

Инсценировка текста по теме.

Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений.

Развитие графических навыков

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР»

Стр. 3-4.

1). И. А. Девина, А. В. Петракова, стр. 4. «Рабочая тетрадь».

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания;

2). И. А. Девина, Т. А. Никитина, стр. 3.

Цель: развитие всех высших психических функций.

 

С целью повышения эффективности коррекционной работы и преемственности в работе педагогов, учитель-логопед определяет содержание логопедических пятиминуток. Для записи заданий можно использовать следующую форму записи

Содержание логопедических пятиминуток.

Тема:_____________________________________________ Дата:_______

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия:

__________________________________________________________________

Игры на развитие фонематических представлений:

___________________________________________________________________

Лексика, грамматика:

___________________________________________________________________

Речь с движениями:

___________________________________________________________________

5. Связная речь:
________________________________________________________________

Результат закрепляется во всех режимных моментах по заданию учителя-логопеда и учителя-логопеда.

Только благодаря правильной организации совместной работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога можно повысить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

Бурлакова М.К. Советы логопеда. М., Институт общегуманитарных исследований, 2001. 64 с.

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит. М., Издательство “Гном и Д”, 2002.- 110 с.

Кирьянова Р.А., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. М., ТЦ “Сфера”, 2001.- 366 с.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., Издательский дом “Литера”, 2001.-208 с.

Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2001. – 90 с.

7 ноября 2021 в 21:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.