Мачихина Валерия Николаевна, учитель-логопед ТОГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г.Тамбов
Совместная работа учителя-логопеда и учителя-дефектолога по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи.Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Она выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально-выразительным. У школьника должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму. Любая задержка и любое нарушение в ходе речевого развития ребёнка отражается на его умственном развитии, поведении, формировании характера. Целью коррекционно-логопедического обучения является воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи. Коррекционная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти и других психических процессов. Учитель-логопед и учитель-дефектолог работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы. Методические рекомендации по организации коррекционного процесса. Ознакомление с результатами первичного обследования детей. Обсуждение выявленных учителем-логопедом во время первичного обследования нарушений развития детей является одним из важнейших направлений совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. По итогам беседы определяются единые требования и особенности взаимодействия с тем или иным ребёнком. Распределение обязанностей учителя-логопеда и учителя -дефектолога. Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Ведущая роль учителя-логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает: Речевые и психологические особенности и возможности детей с различными нарушениями. Степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой. Особенности динамики коррекционной работы. Принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. В деятельности воспитателя речевая работа имеет подчинённый характер, тем не менее, она неукоснительно выполняется. Воспитатель закрепляет материал логопедических занятий и создаёт базу для дальнейшей работы логопеда. 3. Преемственность в планировании. Тематика занятий воспитателя соотносится с “Программой обучения и воспитания”, а тематика логопедических занятий соответствует "Образовательной программе специальной коррекционной работы учителя-логопеда". Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Но план по развитию речи необходимо составлять единый, чтобы не было дублирования, включая туда темы занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Подобное планирование отражает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Например, в плане по развитию речи на занятиях учителя-дефектолога учитывается материал логопедических занятий (прошедших или предстоящих), а на логопедических занятиях - материал занятий учителя-дефектолога. Разделение функций между учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Для эффективной работы по преодолению речевых дефектов детей, необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и учителя - дефектолога. Учитель-логопед работает над речью в соответствии с требованиями программы и плана индивидуальной коррекции нарушений речи. Коррекционные задачи учителя-дефектолога: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков; целенаправленная отработка речевого материала; упражнения в правильном употреблении сформированных логопедом и дефектологом; грамматических конструкций; развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале; закрепление навыков чтения и письма. Коррекционных задачи, которые решаются учителем-логопедом и учителем-дефектологом совместно: развитие коммуникативной функции речи; воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи; обучение рассказыванию; обогащение и активизация словаря; формирование звуковой культуры речи и т.п. Каждая тема и план занятий должны обсуждаться и намечаться с учётом уровня речевого развития детей, должно согласовываться содержание работы, методы обучения и закрепления речевых навыков. При изучении каждой темы планируется тот словарный запас, который дети должны усвоить и затем использовать в связной речи, уточняется, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. Работа по закреплению знаний ведётся совместно учителем-логопедом, воспитателем и родителями детей. Взаимосвязь между учителем-дефектологом и учителем-логопедом осуществляется через тетрадь вечерних логопедических занятий воспитателя. Задания, которые определяет учитель-логопед для закрепления, могут быть записаны по следующим графам: Звукопроизношение Словарная работа Грамматические формы Обучение грамоте Связная речь. Примерная форма совместного плана занятий по развитию связной речи.
С целью повышения эффективности коррекционной работы и преемственности в работе педагогов, учитель-логопед определяет содержание логопедических пятиминуток. Для записи заданий можно использовать следующую форму записи Содержание логопедических пятиминуток. Тема:_____________________________________________ Дата:_______ Игры на развитие зрительного и слухового восприятия: __________________________________________________________________ Игры на развитие фонематических представлений: ___________________________________________________________________ Лексика, грамматика: ___________________________________________________________________ Речь с движениями: ___________________________________________________________________ 5. Связная речь:
Результат закрепляется во всех режимных моментах по заданию учителя-логопеда и учителя-логопеда. Только благодаря правильной организации совместной работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога можно повысить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература Бурлакова М.К. Советы логопеда. М., Институт общегуманитарных исследований, 2001. 64 с. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит. М., Издательство “Гном и Д”, 2002.- 110 с. Кирьянова Р.А., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. М., ТЦ “Сфера”, 2001.- 366 с. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., Издательский дом “Литера”, 2001.-208 с. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2001. – 90 с. 7 ноября 2021 в 21:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.